Образовательная программа дошкольного образования является нормативно-управленческим документом дошкольного учреждения, характеризующий специфику содержания образования, особенности организации воспитательно-образовательного процесса, характер оказываемых образовательных и медицинских услуг.
Образовательная программа дошкольного образования (далее Программа) разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования ( с учетом Примерной основной образовательной программы дошкольного образования ( одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20.05.2015 г № 2/15))
Образовательная Программа определяет и обеспечивает:
- содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса на уровне дошкольного образования;
- продолжительность пребывания детей в дошкольном учреждении;
- формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств детей в различных видах деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей.
Образовательная программа разработана в соответствии:
С международно-правовыми актами:
- Конвенция ООН о правах ребенка,1989г.;
Законами РФ:
- Конституцией РФ от 12.12.1993г. (с изм. и доп.);
- Федеральным законом от 24.07.1998г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изм. и доп.);
- Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Документами Министерства образования и науки Российской Федерации:
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17 октября 2013 года «Об утверждении федерального образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Комментарии к ФГОС ДО от 28.02.2014 г. № 08-249;
- Письмо Министерства образования Российской Федерации от 02.06.1998г. № 89/34 – 16 «О реализации права дошкольных образовательных учреждений на выбор программ и педагогических технологий»;
- «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программа – образовательным программа дошкольного образования» (Утвержден приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014 г. Москва);
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 14.06.2013 № 462 «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией» (зарегистрирован в Минюсте РФ 27.06.2013, №28908).
- Письмо Министерства образования Российской Федерации от 14.03.2000г. № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организационных формах обучения»;
- Концепция дошкольного воспитания, 16 июня1989г. № 7/1.
Документами Федеральных служб:
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях - СанПиН 2.4.1. 3049-13 №26 от 15.05.2013 г.;
- Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) утверждена ФКС по общему образованию МО РФ 17 июня 2003 года.
Региональными документами:
- Закон Санкт-Петербурга от 26 июня 2013года «Об образовании в Санкт-Петербурге»;
- Стратегия развития системы образования Санкт-Петербурга «Петербургская школа2020».
Правоустановливающий документ ГБДОУ №9
- Устав ГБДОУ №9.
Программа разработана на основе проекта примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 304 с.) размещённой на сайте www.firo.ru.
Цель реализации образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС дошкольного образования - развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.
Это станет возможно, если коллектив ГБДОУ №9 в своей работе будет нацелен на:
- Развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.
- Создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и в соответствующих возрасту видах деятельности.
- Создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Программа направлена на:
- Охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
- Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья).
- Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ дошкольного и начального общего образования.
- Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
- Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
- Формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности.
- Обеспечение вариативности и разнообразия содержания программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования программ различной направленности с учётом образовательных потребностей и способностей детей.
- Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.
- Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
- Использование адекватной возрастным и индивидуальным возможностям детей с ТНР модели образовательного процесса, основанной на реализации деятельностного и онтогенетического принципов, принципа единства диагностики, коррекции и развития.
Приоритетными задачами развития и воспитания детей являются:
- Укрепление физического и психического здоровья ребенка, формирование основ его двигательной и гигиенической культуры;
- Целостное развитие ребенка как субъекта посильных дошкольнику видов деятельности.
- Обогащенное развитие ребенка, обеспечивающее единый процесс социализации-индивидуализации с учетом детских потребностей, возможностей и способностей.
- Развитие на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках.
- Развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи ребенка.
- Пробуждение творческой активности и воображения ребенка, желания включаться в творческую деятельность.
- Органическое вхождение ребенка в современный мир, разнообразное взаимодействие дошкольников с различными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, экологией, математикой, игрой.
- Приобщение ребенка к культуре своей страны и воспитание уважения к другим народам и культурам.
- Приобщение ребенка к красоте, добру, ненасилию, ибо важно, чтобы дошкольный возраст стал временем, когда у ребенка пробуждается чувство своей сопричастности к миру, желание совершать добрые поступки.
Принципы к формированию Программы:
1. Принцип развивающего образования – обогащение (амплификация) детского развития.
2. Принцип научной обоснованности и практической применимости – содержание соответствует базовым положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики.
3. Принцип полноты, необходимости и достаточности – позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму», предполагает сотрудничество ДОУ и семей воспитанников.
4. Принцип системности и непрерывности:
- полноценное проживание ребенком всех этапов детства,
- наличие единых линий развития и воспитания для детей всех возрастных категорий в ДОУ,
- взаимосвязь и преемственность всех ступеней дошкольного образования в ДОУ.
5. Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, а также спецификой этих областей.
6. Принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса – использование разнообразных форм работы с детьми, обусловленных возрастными особенностями.
Формирование Программы основано на следующих подходах:
- Личностно-ориентированные подходы:
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, разностороннее, свободное и творческое развитие каждого ребенка, реализация их природного потенциала, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития воспитанников;
- целостное развитие дошкольников и готовность личности к дальнейшему развитию;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- психологическая защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации;
- развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями, создание условий для воспитания и обучения каждого воспитанника с учетом индивидуальных особенностей его развития (дифференциация и индивидуализация).
2. Системно-деятельностные подходы:
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности, организация детской деятельности, в процессе которой они самостоятельно делают «открытия», узнают новое путем решения проблемных задач;
- креативность – «выращивание» у воспитанников способности переносить полученные знания в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребность детей самостоятельно находить решения нестандартных задач и проблемных ситуаций;
- овладение культурой – приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства, обеспечить способность ребенка ориентироваться в мире и действовать (или вести себя) в соответствии с интересами и ожиданиями других людей, социальных групп, общества в целом.
Структура программы в соответствии с ФГОС дошкольного образования:
- Выделено три раздела: целевой, содержательный организационный. В каждом из них отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.
- Представлено содержание и особенности организации образовательного процесса.
- Дана характеристика особенностей развития детей раннего, дошкольного возраста и детей с тяжелыми нарушениями речи, описаны планируемые результаты освоения программы (целевые ориентиры).
- Определены задачи, содержание и результаты образовательной деятельности в раннем и дошкольном возрасте и по каждой из образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие;
- Раскрыты особенности образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей с ТНР;
- Описаны вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы; особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик детей; способы и направления поддержки детских инициатив; особенности организации педагогической диагностики (мониторинга); наиболее существенные характеристики программы (региональный компонент);
- Охарактеризованы особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников;
- Определено содержание методических материалов и средств обучения и воспитания; представлены режимы дня в раннем и дошкольном возрасте, традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.
Содержание программы охватывает следующие образовательные области:
- Социально-коммуникативное развитие;
- Познавательное развитие;
- Речевое развитие;
- Художественно-эстетическое развитие;
- Физическое развитие.
Содержание программы отражает следующие аспекты социальной ситуации развития ребенка дошкольного возраста:
- Предметно-пространственная развивающая образовательная среда;
- Характер взаимодействия со взрослыми;
- Характер взаимодействия с другими людьми;
- Система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.
Основная образовательная программа формируется с учётом особенностей базового уровня системы общего образования с целью формирования общей культуры личности воспитанников, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности.
Учитываются также возраст детей и необходимость реализации образовательных задач в определенных видах деятельности. Для детей дошкольного возраста это:
- Игровая деятельность (включая сюжетно-ролевую игру как ведущую деятельность детей дошкольного возраста, а также игру с правилами и другие виды игры);
- Коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);
- Познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними; восприятие художественной литературы и фольклора);
- Восприятие художественной литературы и фольклора;
- Самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице);
- Конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал;
- Изобразительная (рисования, лепки, аппликации);
- Музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах);
- Двигательная (овладение основными движениями) активность ребенка.
Согласно ФГОС ДО программа предусматривает следующие условия для позитивной социализации и индивидуализации детей:
- психолого-педагогические,
- кадровые,
- материально-технические,
- финансовые условия,
- развивающую предметно-пространственную среду.
Программа предполагает создание следующих психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями и интересами:
- Личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми, т. е. создание таких ситуаций, когда каждому ребенку предоставляется возможность выбора деятельности, партнера, средств и пр.; обеспечение опоры на личный опыт ребенка при освоении им новых знаний;
- Ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности, т. е. сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями, стимулирование самооценки ребенка;
- Формирование игры как важнейшего фактора развития ребенка;
- Создание развивающей образовательной среды, способствующей физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности (к образовательной среде относится социальная среда в группе, методы оценки развития ребенка и связанное с ними планирование, развивающая предметно-пространственная среда и др.);
- Сбалансированность репродуктивной деятельности (воспроизводящей готовый образец) и продуктивной деятельности (производящей субъективно новый продукт), т.е. Детской исследовательской, творческой деятельности, совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности;
- Вовлечение семьи как необходимое условие для полноценного развития ребенка дошкольного возраста
- Профессиональное развитие педагогов, направленное на развитие профессиональных компетентностей, а также предполагающего создание сетевого взаимодействия педагогов и управленцев, работающих по программе.
Цель и задачи деятельности ГБДОУ №9 по реализации основной общеобразовательной программы
Цель и задачи деятельности дошкольного образовательного учреждения по реализации основной образовательной программы определены на основе анализа результатов предшествующей педагогической деятельности, потребностей родителей, социума, в котором находится дошкольное образовательное учреждение.
Цель: создание благоприятных условий, способствующих становлению и формированию эмоционально-волевой сферы, познавательных интересов у детей дошкольного возраста, их физическому, психическому и нравственному развитию как факторов, обеспечивающих социальную адаптацию детей.
Задачи:
1.Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей.
2.Обеспечение социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития детей.
3.Воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.
4.Коррекционно-развивающая работа, обеспечивающая своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию ТНР в условиях дошкольного образовательного учреждения.
5.Взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей.
6.Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.
7.Повышение профессионального мастерства педагогов дошкольного образовательного учреждения.
Национально-культурные:
- Содержание дошкольного образования ГБДОУ №9 включает в себя вопросы истории и культуры родного города, природного, социального и рукотворного мира, который с детства окружает маленького петербуржца.
- Поликультурное воспитание строится на основе изучения национальных традиций семей воспитанников ДОУ. Дошкольники знакомятся с самобытностью русской и других национальных культур, представителями которых являются участники образовательного процесса.
Традиции ГБДОУ №9:
- знакомство с народными играми, народными игрушками и национальными куклами;
- приобщение к музыке, устному народному творчеству, художественной литературе, декоративно-прикладному искусству и живописи разных народов.
- В содержание образовательной программы включена разнообразная деятельность по истории и культуре родного города, взаимодействие с Екатерининским дворцом и другими объектами города.
Климатические:
Климатические условия Северо-Западного региона имеют свои особенности:
- Недостаточное количество солнечных дней и повышенная влажность воздуха. Исходя из этого, в образовательный процесс ГБДОУ №9 включены мероприятия, направленные на оздоровление детей и предупреждение утомляемости.
С 26.12. – 10. 01. – устанавливаются каникулы, в период которых создаются условия для самостоятельной, двигательной, продуктивной и музыкально-художественной деятельности детей, проводятся музыкальные и физкультурные досуги.
- В холодное время года (при благоприятных погодных условиях) удлиняется пребывание детей на прогулке.
Региональный компонент Санкт-Петербурга:
- Реализация проекта «Этнокалендарь Санкт-Петербурга», входящего в перечень основных мероприятий Программы Правительства Санкт-Петербурга «Толерантность».